У каждого из нас есть свои совсем особые странности и недостатки. Но есть особенности и трещины, которые делают нашу жизнь столь интересной и достойной. Просто нужно каждого воспринимать таким, какой он есть, и видеть в нем хорошее.(Из притчи «Трещина в кувшине»)
Инклюзивное образование — это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Международный уровень
Всеобщая деклараци прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.
Федеральный уровень
Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 21.12.2012 г.
Региональный уровень
Распоряжение Правительства саратовской области от 20 июня 2022 года № 217-Пр
Муниципальный уровень
Школьный уровень
Положение о Службе психолого-педагогического сопровождения
Положение о школьном психолого-педагогическом консилиуме
Положение о разработке и реализации адаптированных основных общеобразовательных программ
Положение об организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
Положение об организации внеурочной деятельности по ФГОС НОО, ООО и СОО для детей с ОВЗ
Служба психолого-педагогического сопровождения.
Деятельность психологической службы общеобразовательной организации по созданию благоприятных условий для обеспечения образовательного процесса организована в соответствии с положением и ее моделью, направлена на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, снижение рисков их дезадаптации, негативной социализации.
Формами взаимодействия специалистов образовательных организаций, объединяющихся для сопровождения детей, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации являются:
- психолого- педагогический консилиум (ППк);
- совет профилактики;
- школьная служба медиации (примирения).
В соответствии с компонентами процесса сопровождения в учреждении определены формы и содержание работы специалистов сопровождения:
- психологическая поддержка и сопровождение обучающихся в проблемных и трудных жизненных ситуациях;
- диагностика и контроль динамики личностного и интеллектуального развития обучающихся, построении индивидуальной траектории образования обучающихся;
- создание условий для самостоятельного осознанного выбора обучающимися профессии;
- психологическая поддержка в создании условий для духовно - нравственного воспитания обучающихся;
- психолого - педагогическое сопровождение одаренных детей;
- проведение мероприятий по профилактике и коррекции отклоняющегося (агрессивного, аддиктивного, асоциального, виктимного, суицидального и т.п.);
- профилактика насилия и защита детей от информации, наносящей вред их психическому здоровью и нравственному развитию;
- содействие развитию межкультурной компетенции и толерантности;
- психолого - педагогическое сопровождение процессов коррекционно - развивающего обучения, воспитания, социальной адаптации и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
психологическое просвещение и консультирование родителей (законных представителей) обучающихся, педагогов по вопросам обучения, воспитания, поведения, развития.
Психолого - педагогический консилиум организации
Приказ-об-организации-психолого-педагогического-консилиума в 2024-2025 учебном году
С 2015 года в школе создан постоянно действующий психолого - педагогический консилиум, состоящий из специалистов, объединенных общими целями, реализующими психолого - педагогическое сопровождение детей с ОВЗ (в соответствии с индивидуальной образовательной программой) и всех субъектов инклюзивной образовательной среды.
Целью работы консилиума является: выявление обучающихся, испытывающих трудности в освоении основной образовательной программы, в развитии и социальной адаптации, имеющих отклонения в поведении, и своевременное направление их на ПМПК (в ситуации изменения образовательного маршрута или получения иной формы образования), а также комплексного психолого - педагогического сопровождения обучающихся, в том числе в соответствии с рекомендациями ПМПК.
В состав психолого - педагогического консилиума входят:
- председатель ППк - заместитель руководителя организации;
- педагоги - психологи;
- дефектологи;
- социальный педагог;
- учителя - логопеды,
- педагоги, работающие в классе.
Заседания ППк проводятся не реже 1 раз в месяц по плану.
Доступная среда
Образовательный процесс осуществляется в 1-ом здании. Здание имеет три этажа. Входные ворота на территорию школы имеют беспрепятственный проход с проезжей части и тротуара. Отведено место для стоянки машин для инвалидов. Пешеходные дорожки на территории школы не имеют препятствий при перемещении инвалидных кресел-каталок, оснащены тактильной полосой. В здание школы обеспечен беспрепятственный доступ детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Входные двери промаркированы специальными знаками (желтыми кругами) для беспрепятственного прохода. При необходимости для обеспечения доступа в здание учреждения детям-инвалидам и лицам с ограниченными возможностями предоставляется сопровождающее лицо. Имеются тактильные таблички с шрифтом Брайля с наименованием помещений здания. Для обучающихся-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья организован свободный доступ к местам занятий. В здании школы имеются все условия для перемещения инвалидов-колясочников по первому этажу. Оборудован туалет, двери промаркированы специальными знаками, маршруты к туалетной комнате обозначены. Согласно стандартам безбарьерной среды, туалет для инвалидов оборудован кнопкой вызова. Ступени лестниц оснащены безопасной противоскользящей полосой. Первые и последние ступени лестницы каждого пролета промаркированы контрастной желтой полосой для обозначения её габаритов.
Здание школы оснащено большими электронными экранами, позволяющим размещать аудио- и видеоинформацию. С преподавателями и сотрудниками школы проводится разъяснительная работа по вопросам организации учебного процесса и общения с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Разработаны специальные Методические рекомендации для преподавателей по работе с инвалидами и лицами с ОВЗ.
Спортивный зал имеет оборудование, необходимое для проведения уроков по адаптированной физической культуре. Имеются тренажеры для занятий категории детей с ОВЗ лечебной физкультурой.
В школе организовано обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий.
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом школы и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих.
Доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет доступен для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в компьютерном классе.
Обучающихся с ограниченными возможностями здоровья обеспечены бесплатным двухразовым питанием.
Функционируют кабинет педагога-психолога, кабинет учителя-логопеда, кабинет учителя-дефектолога.
В кабинеты организован свободный доступ детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями.
Для организации досуга в школе есть: актовый зал на 90 посадочных мест, оборудованный необходимой оргтехникой, современной музыкальной аппаратурой, есть музейная комната.
Оборудована сенсорная комната, создано организованное пространство, воздействующее на органы чувств ребенка: зрение, слух, осязание, обоняние. В комнате размещается безопасное (без твердых поверхностей, острых углов) оборудование, созданное специально, чтобы стимулировать ощущения. В условиях сенсорной комнаты создается ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижается беспокойство и агрессивность, снимается нервное возбуждение и тревожность.
100% обучающихся с ОВЗ и инвалидностью обеспечены учебниками.
Организована работа по сохранению здоровья обучающихся, имеется лицензированный медицинский кабинет.
Сенсорная комната
Спортивное оборудование