Введите краткое наименование
МАОУ "СОШ № 29 им. А.И. Михеля" Энгельсского муниципального района Саратовской области
  • Инклюзивное образование

    У каждого из нас есть свои совсем особые странности и недостатки. Но есть особенности и трещины, которые делают нашу жизнь столь интересной и достойной. Просто нужно каждого воспринимать таким, какой он есть, и видеть в нем хорошее.(Из притчи «Трещина в кувшине»)

    Инклюзивное образование — это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

    НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ

    Международный уровень

     Всеобщая деклараци прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.

    Декларация о правах инвалидов. Принята резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1975 года.

    Федеральный уровень

    Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 21.12.2012 г.

    ФЗ от 08.08.2024 г. № 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (дополнен перечень специальных условий для обучающихся с ОВЗ, включена статья о компетенции образовательной организации в плане создания данных условий, уточнены основания для организации обучения на дому, вводятся терминологические изменения) 

    Концепция развития системы психолого-педагогической помощи в сфере общего образования и среднего профессионального образования в РФ на период до 2030 года и план мероприятий по ее реализации (№ СК-13/07 вн от 18.07.2024 г.) 

    Письмо Минпросвещения России от 30.08.2024 № ДГ-1478/07 «О направлении рекомендаций» (рассматриваются вопросы о мерах по обеспечению преемственного качественного доступного образования обучающихся с ОВЗ, инвалидностью с учетом индивидуализированного подхода).

    Письмо Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России от 27.06.2024 г. № 2928 «О направлении информации» (представлены методические рекомендации, разработанные специалистами института коррекционной педагогики А.Д. Вильшанской, О.В. Егуповой (под общ. ред. Н.В. Бабкиной) «Контроль качества обучения в условиях инклюзии»).

    Приказ Минпросвещения России от 18.07.2024 г. № 499 «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 16.08.2024 г. № 79172) (Перечень ЭОР, используемых при реализации адаптированных общеобразовательных программ, представлен на стр. 142 ) 

    Региональный уровень

    Распоряжение Правительства саратовской области от 20 июня 2022 года № 217-Пр

    Муниципальный уровень

    Школьный уровень

    Положение о Службе психолого-педагогического сопровождения

    Положение о школьном психолого-педагогическом консилиуме

    Положение о внутренней системе оценки качества при реализации адаптированных основных образовательных программ           

    Положение о регламентации и оформления отношений муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 29 имени А.И. Михеля» и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому

    Положение о разработке и реализации адаптированных основных общеобразовательных программ

    Положение об организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

    Положение об организации внеурочной деятельности по ФГОС НОО, ООО и СОО для детей с ОВЗ

    Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации учащихся с ограниченными возможностями здоровья

      

    Служба психолого-педагогического сопровождения.

     Деятельность психологической службы общеобразовательной организации по созданию благоприятных условий для обеспечения образовательного процесса организована в соответствии с положением  и ее моделью, направлена на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, снижение рисков их дезадаптации, негативной социализации.

      Формами взаимодействия специалистов образовательных организаций, объединяющихся для сопровождения детей, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации являются:

    • психолого- педагогический консилиум (ППк);
    • совет профилактики;
    • школьная служба медиации (примирения).

      В соответствии с компонентами процесса сопровождения в учреждении определены формы и содержание работы специалистов сопровождения:

    • психологическая поддержка и сопровождение обучающихся в проблемных и трудных жизненных ситуациях;
    • диагностика и контроль динамики личностного и интеллектуального развития обучающихся, построении индивидуальной траектории образования обучающихся;
    • создание условий для самостоятельного осознанного выбора обучающимися профессии;
    • психологическая поддержка в создании условий для духовно - нравственного воспитания обучающихся;
    • психолого - педагогическое сопровождение одаренных детей;
    • проведение мероприятий по профилактике и коррекции отклоняющегося (агрессивного, аддиктивного, асоциального, виктимного, суицидального и т.п.);
    • профилактика насилия и защита детей от информации, наносящей вред их психическому здоровью и нравственному развитию;
    • содействие развитию межкультурной компетенции и толерантности;
    • психолого - педагогическое сопровождение процессов коррекционно - развивающего обучения, воспитания, социальной адаптации и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

    психологическое просвещение и консультирование родителей (законных представителей) обучающихся, педагогов по вопросам обучения, воспитания, поведения, развития.

    Психолого - педагогический консилиум  организации

    Приказ-об-организации-психолого-педагогического-консилиума в 2024-2025 учебном году

    С 2015 года в школе создан постоянно действующий психолого - педагогический консилиум, состоящий из  специалистов, объединенных общими целями,  реализующими психолого - педагогическое сопровождение детей с ОВЗ (в соответствии с индивидуальной образовательной программой) и всех субъектов инклюзивной образовательной среды. 

    Целью работы консилиума является: выявление обучающихся, испытывающих трудности в освоении основной образовательной программы, в развитии и социальной адаптации, имеющих отклонения в поведении, и своевременное направление их на ПМПК   (в ситуации изменения образовательного маршрута или получения иной формы образования), а также комплексного психолого - педагогического сопровождения обучающихся, в том числе в соответствии с рекомендациями ПМПК.

      В состав психолого - педагогического консилиума входят:

    • председатель ППк - заместитель руководителя организации;
    • педагоги - психологи;
    • дефектологи;
    • социальный педагог;
    • учителя - логопеды,
    • педагоги, работающие в классе.

      Заседания ППк проводятся не реже 1 раз в месяц по плану.

    Доступная среда

    Образовательный процесс осуществляется в 1-ом здании. Здание имеет три этажа. Входные ворота на  территорию школы   имеют беспрепятственный проход с проезжей части и тротуара. Отведено место для стоянки машин для инвалидов. Пешеходные дорожки на территории  школы не имеют препятствий при перемещении инвалидных кресел-каталок, оснащены тактильной полосой. В здание школы обеспечен беспрепятственный доступ детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Входные двери промаркированы специальными знаками (желтыми кругами) для беспрепятственного прохода. При необходимости для обеспечения доступа в здание учреждения детям-инвалидам и лицам с ограниченными возможностями  предоставляется сопровождающее лицо. Имеются тактильные таблички с шрифтом Брайля с наименованием помещений здания. Для обучающихся-инвалидов и лиц  с ограниченными возможностями здоровья организован свободный доступ к местам занятий. В здании  школы имеются   все условия для перемещения инвалидов-колясочников по первому этажу. Оборудован туалет, двери   промаркированы специальными знаками, маршруты к туалетной комнате обозначены. Согласно стандартам безбарьерной среды, туалет для инвалидов оборудован кнопкой вызова. Ступени лестниц оснащены безопасной противоскользящей полосой. Первые и последние ступени лестницы каждого пролета промаркированы контрастной желтой полосой для обозначения её габаритов.

    Здание  школы оснащено большими электронными экранами, позволяющим размещать аудио- и видеоинформацию. С преподавателями и сотрудниками школы проводится разъяснительная работа по вопросам организации учебного процесса и общения с инвалидами  и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Разработаны специальные Методические рекомендации для преподавателей по работе с инвалидами  и лицами с ОВЗ.  

    Спортивный зал имеет оборудование, необходимое для проведения уроков  по адаптированной физической культуре. Имеются тренажеры для занятий категории детей с ОВЗ лечебной физкультурой.

    В школе организовано обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья  с использованием дистанционных технологий.

    Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом  школы и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих.

    Доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет доступен для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в компьютерном классе.  

    Обучающихся с ограниченными возможностями здоровья обеспечены бесплатным двухразовым питанием.

    Функционируют кабинет педагога-психолога, кабинет учителя-логопеда, кабинет учителя-дефектолога.  

    В кабинеты организован свободный доступ детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями.

    Для организации досуга в школе есть:  актовый зал на  90 посадочных мест, оборудованный необходимой оргтехникой, современной музыкальной аппаратурой, есть музейная комната.

    Оборудована сенсорная комната, создано  организованное пространство, воздействующее на органы чувств ребенка: зрение, слух, осязание, обоняние. В комнате размещается безопасное (без твердых поверхностей, острых углов) оборудование, созданное специально, чтобы стимулировать ощущения. В условиях сенсорной комнаты создается ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижается беспокойство и агрессивность, снимается нервное возбуждение  и тревожность.

    100% обучающихся с ОВЗ и инвалидностью обеспечены учебниками.

    Организована работа  по сохранению здоровья обучающихся, имеется лицензированный медицинский кабинет.

    Сенсорная комната

      

    Спортивное оборудование

    Школьная столовая

         

    Медицинский кабинет

     

                   Опыт сетевого взаимодействия по развитию инклюзивного образования

    Проблема предоставления качественного образования ребенку с ОВЗ не может быть разрешена без межведомственного взаимодействия органов здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта, социальной защиты населения и различных общественных организаций.

    Решая задачи инклюзивного образования, организовываем инклюзивную культуру в школе, используя специальные образовательные условия, зависящие от особых образовательных потребностей обучающихся. Дефицит ресурсов школы восполняем ресурсами других организаций за счет создания  сетевого взаимодействия.

    Организация сетевого взаимодействия нашей школы  реализуется по модели «Партнерское взаимодействие равноправных организаций»   Данная модель основана на  взаимодействии организаций, общего, дополнительного (культурной и спортивной направленности), среднего  специального образования, привлечении организаций социальной защиты и общественных организаций.

    Сетевое взаимодействие выстраиваем по 4 направлениям: методическое, психолого - педагогическое, дополнительное образование, профориентация и социализация. Сотрудничество с каждым учреждением строится на договорной основе с определением конкретных задач по развитию обучающихся.

    В рамках методической работы на уровне муниципалитета на протяжении нескольких лет наша школа является Ресурсным центром по распространению передового опыта инклюзивного образования. Тем самым сотрудничество выстраиваем со всеми образовательными организациями через Муниципальный центр оценки качества образования.

    Организация социокультурной связи между школой и  различными учреждениями позволяет использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей, решать многие образовательные задачи, тем самым, повышая качество образовательных услуг и уровень реализации адаптированных и основных образовательных программ.

    При реализации программы культурно-эстетической направленности в сетевое взаимодействие включены МАУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи имени Льва Абрамовича Кассиля», МБУ «Дом культуры «Искра», МБУ «ЦБС ЭМР» (библиотека-филиал № 3). 

    Наши обучающиеся принимают активное участие в мероприятиях, организованных Дворцом творчества детей и молодежи. На базе школы ежегодно проводится муниципальный конкурс, посвященный Дню народного единства, обучающиеся с ОВЗ активно принимают участие.

    Работники библиотеки совместно с педагогами школы проводят различные проекты, тематические литературные гостиные, мастер – классы, конкурсы. Наши обучающиеся активно принимают участие в просмотре спектаклей, концертов, сами участвуют в мероприятиях, проводимых Домом культуры «Искра».

    В рамках профориентационной деятельности,  ориентированной на детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями),  взаимодействуем с  ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум». Ежегодно 100% обучающихся 9 класса, осваивающих АООП для детей с умственной отсталостью (нарушение интеллекта) поступают на дальнейшее обучение в Энгельсский политехникум. Ежегодно в марте-апреле в рамках сотрудничества обучающиеся с ОВЗ на базе Политехникума проходят профессиональные пробы по рабочим профессиям.

    В рамках профориентации и социализации организуются занятия в Краеведческом музее,  учащиеся с ОВЗ принимают  участие в акциях  «Все для Победы».

    В процессе социализации совместно с Энгельсской местной общественной организацией Всероссийское общество инвалидов, Саратовским региональным отделением общероссийской общественной организации  инвалидов «Всероссийское общество глухих», Саратовской региональной общественной организацией помощи семьям с детьми-инвалидами и инвалидами с детства  «РАССВЕТ», ГАУ СО «Энгельсский центр «Семья», АНО Центр содействия и социальной адаптации инвалидов «Развитие» проводим работу по формированию у детей модели общения с людьми на основе гуманистических ценностей.  Обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью, принимают активное участие в проекте «Крылья». Мероприятия проекта способствуют приобщению к общечеловеческим ценностям.

    Таким образом, школа несет миссию сплочения государственных структур и общества в целом по воспитанию подрастающего поколения. В качестве вывода отметим две основные особенности межведомственных взаимоотношений:

    1. Они объективно необходимы для полноценной реализации задач общего образования в современных условиях.

    2. Эти взаимоотношения взаимовыгодны (для обеих сторон). С одной стороны, государственные организации видят в школе наиболее приспособленную структуру, объединяющую многочисленную организованную часть населения, через которую возможно эффективное решение их ведомственных задач.

    ДОГОВОРА О СОТРУДНИЧЕСТВЕ

       

                                  

    НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ

    Фестиваль ВФСК "Готов к труду и обороне"

      

      

      

    Награды за участие в конкурсах, фестивалях, олимпиадах

       

       

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике